Общероссийский Профсоюз образования

Территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области

190098, Санкт-Петербург. пл. Труда, д.4, Дворец труда, кв. 38



О молодёжно-педагогическом движении в Российской Федерации

molodyzno pedagogicheskoe

Молодёжно-педагогическое движение в Российской Федерации активно развивается на площадках Общероссийского Профсоюза образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

На федеральном уровне работа с начинающими педагогами инициирована в 2013 году с целью создания молодёжно-педагогического сообщества для профессиональной поддержки, личностного развития и закрепления молодых специалистов.

 

В 76 субъектах Российской Федерации сегодня существуют региональные практики по профессиональной мотивации, реализации социально-трудовых прав и интересов молодых преподавателей, учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день единственным документом, определяющим статус молодого специалиста, является документ «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р). В п.1. «Общие положения» определено, что «Молодой специалист» - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией. Ориентирование на этот федеральный документ необходимо для регулирования единых подходов к статусу молодого педагога на региональном и муниципальных уровнях при реализации творческих, методических, культурно-образовательных проектов, а также жилищных программ и других мер социальной поддержки.

В условиях недостаточной нормативно-правовой базы для поддержи молодых специалистов сферы образования, в 2016 году Советом молодых педагогов разработано и издано учебно-методическое пособие «Организация работы с молодежью в Общероссийском Профсоюзе образования», в основу которого лег обобщенный опыт организации молодёжно-педагогического движения в регионах Российской Федерации. В пособии систематизирована существующая нормативно-правовая база для молодых педагогов с рекомендациями по аттестации, вопросам формирования заработной платы, правовой защиты и профессиональной этики педагога.

Постановлением Исполнительного комитета Профсоюза от 14 сентября 2014 года № 21-5 "О создании Совета молодых педагогов при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования" учреждён всероссийский Совет молодых педагогов как постоянно действующий выборный орган, в состав которого входят председатели региональных Советов молодых педагогов.

Постановлением Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования №3-2 от 15 декабря 2016 года «Об организационно-финансовом укреплении Профсоюза, его межрегиональных, региональных, местных и первичных профсоюзных организаций» пунктом 4.3. определено, что на работу с молодёжью (реализацию проектной деятельности советов молодых педагогов и студенческих координационных советов) необходимо расходовать 2-4% бюджета Профсоюза.

Президиум Совета молодых педагогов Общероссийского профсоюза образования проводит ежегодные встречи с министром образования и науки Российской Федерации по вопросам поддержки молодых педагогов. В 2016 году итогом такой встречи стало Совместное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования № 326 от 11.07.2016 г. «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов». Этот документ определяет направления работы с молодыми педагогами в регионах Российской Федерации:

  • организация рабочего времени;
  • организация оплаты труда;
  • повышение профессионального уровня;
  • аттестация;
  • повышение статуса и популяризация деятельности советов молодых педагогов.

Это приоритеты определили проблемное поле работы Профсоюза с молодыми педагогами, в отличие от многих общественных объединений, основу которых составляют досуговые формы деятельности, не позволяющие оказывать существенную поддержку начинающим педагогам.

В сентябре 2017 года на Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов управления образованием и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования состоялась рабочая площадка по вопросам комплексной поддержки молодых специалистов сферы общего образования как фактора обеспечения их профессионального роста. По итогам работы площадки сформулированы предложения Совета молодых педагогов:

  • Минобрнауки России совместно с Профсоюзом выступить с инициативой о закреплении в законодательстве Российской Федерации понятия «молодой специалист» (или «молодой педагогический работник») и подготовить предложения в проект Единых методических рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, в части совершенствования оплаты труда молодых учителей в рамках создания национальной системы учительского роста в целях уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и уровнем доходов специалистов, имеющих стаж педагогической работы;
  • Совету молодых педагогов Общероссийского Профсоюза образования обобщить эффективные региональные практики поддержки молодых специалистов сферы общего образования, Минобрнауки России – провести рабочую встречу с Президиумом Совета молодых педагогов для обсуждения актуальных вопросов поддержки молодых специалистов. Организовать очередную сессию Всероссийской педагогической школы в 2018 году с приглашением лидеров молодёжно-педагогического движения в регионах Российской Федерации;
  • органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, совместно с региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза ускорить реализацию рекомендаций «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов» (письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования 11 июля 2016 года №НТ-944/08), в том числе в части повышения статуса и популяризации деятельности Советов молодых педагогов.

Во всех регионах Российской Федерации практикой работы с молодыми педагогами выявляется «кризис» системы наставничества, успешно работающей в советской школе. Настоящим вызовом времени можно считать эффективные региональные проекты, реализующиеся в рамках идеи «Молодые – молодым», когда молодые профессионалы образования становятся наставниками своих начинающих коллег. Вместе с тем Советом молодых педагогов было предложено Общероссийскому Профсоюзу образования разработать проект федеральной площадки по подготовке наставников для молодых педагогов.